Сметой называют документ, в котором вычислена сумма затрат на проект, которая расписывается по всем расходным статьям, начиная с заработной платы, налогов, отчислений по заработной плате и заканчивая хозяйственными нуждами, приобретением комплектующих и прочими затратами. Если заглянуть в историю, по которой развивалось сметное нормирование в России, то можно проследить следующее направление развития: становление и развитие данной области было обусловлено необходимостью упорядочить экономические отношения меж подрядчиками и заказчиками строительно-монтажных работ. Примерно в 1811 – 1812 годы в России зафиксирован первый опыт производственного нормирования в строительной деятельности. Тогда разработали Урочные реестры по гражданскому строительству и военным работам. В документах было указано нормирование материалов, транспортных средств и рабочей силы. Чтобы уточнить правильность Урочных реестров, проводили нормативные наблюдения: на основе проведенных исследований и статистики в 1832 году издали нормативный сборник под названием «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях». Для уточнения данных и снижения норм издание «Урочное положение» неоднократно подвергалось коррекции. В 1986 году российское правительство утвердило сборник норм строительства. До этого момента ни одна страна мира не имела подобного документа, который бы регулировал экономику и организацию строительного производства. Следующим изменениям «Урочное положение» подверглось после Октябрьской революции в 20-е годы прошлого века. Были попытки приспособить сборник норм к новым условиям, затем издание пересмотрели в корне и издали новое по форме и содержанию: так появился сборник «Свод производственных строительных норм» (1927-1930 гг.) Если говорить о значительных изменениях в области нормирования сметы в строительстве, то они произошли в 1955 – 56 годах. Именно тогда в состав Строительных норм и правил (СНиП) были включены сметные нормы и правила (СНиПIV). В состав этого документа вошли элементарные сметные нормы, использующиеся в строительных конструкциях и работах (ЭСН): их разрабатывали с учетом принципов усреднения и укрупнения. Еще одним нововведением стали среднерайонные сметные цены для эксплуатации машин, использующихся в строительстве, а также стоимость строительных конструкций и материалов и перевозку грузов. Элементарные сметы и цены на ресурсы стали основой создания сборников единых районных единичных расценок для выполнения строительных работ (ЕРЕР). Чтобы определить стоимость монтажных работ, появилась идея создания ценников на монтаж оборудования. Так сформировалась нормативно-сметная база образования цен в строительной сфере. На основе ЭСН и ЕРЕР в период конца 50-х — начала 60-х годов началась разработка укрупнения сметных нормативов. Появились укрупненные сметные нормы – УСН, укрупненные расценки – УР и прейскурантные цены на здания и сооружения — ПРЗС. Позднее СНиП пересматривали, совершенствовали и систематизировали: правила определения стоимости сметы строительства после коррекции появились в СНиПIV-84. Шестнадцать глав объединили все сметные нормативы строительства, которые ранее существовали самостоятельно: туда же вошли сметы на строительные конструкции и работы (ЭСН-84), сметы на ресурсы, расценки на монтаж оборудования (РМО-84», единые районные единичные расценки строительных работ (ЕРЕР-84), укрупненные нормы смет, нормы лимитированных затрат и другие расценки. Появлению сметно-нормативной базы в составе СНиП IV-84, ставшей уникальной по объему и содержанию, предшествовала работа специалистов множества проектных и научно-исследовательских институтов, а также опыт сметного нормирования за прошлые годы. База смет и норм, состоящая более чем из трехсот тысяч пунктов органично существовала в условиях централизованного планового хозяйства. Тем не менее, несмотря на свою масштабность сметно-нормативная база не удовлетворяла интересам строительных организаций. Жесткие регламенты норм и цен, которые были разработаны методом усреднения, совершенно не учитывали конкретных условий производительности работ. Особенности государственной экономической политики были направлены на ограничение уровня строительной сметы и стимулировали искусственное уменьшение сметных затрат: урезали все – заработную плату трудящихся плановые накопления, расходы на эксплуатацию и обслуживание машин и т.д. Либерализация экономики девяностых годов привела к смене жесткого государственного регулирования ценообразования смет строительства на систему договорных свободных цен, которые формируются между подрядчиками и заказчиками. Для того чтобы прийти УК единому ценовому соглашению, стороны должны руководствоваться одним подходом к определению строительных стоимостей. Следовательно, в данных условиях также сохранилась необходимость регулировать ценообразование в строительной области, как в системе нормативов смет, так и в методике составления смет. В 1992 году составлением смет занимался Госстрой России: вначале эта информация выглядела как рекомендательные письма, а затем – как система нормативных документов. Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94 отразил новые подходы к образованию цен в строительстве. Этот документ явился основополагающей методикой ценообразования цен в строительстве с определением целей и принципов, а также структуры нормативов смет, порядка определения стоимости строительства. Методические указания конкретизировали правила Положений Свода и определили стоимость строительной продукции на территории России (МДС 81-1.99). В них устанавливался порядок разработки документации смет и определения цен на ресурсы. В 2004 году Методические указания и свод правил сменили на Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая включила в себя положения по сметам и ценообразованию, а также содержала рекомендации по составлению сметной документации по различным видам строительных работ. Параллельно с методикой действуют методические указания, которые постоянно обновляются, рекомендации правительственных органов по частым и конкретным вопросам образования цен в области строительства, определению сметы на ресурсы, разработке элементарных смет и единичных расценок, нормам накладных расходов и прибыли сметы и другим сфера деятельности. Годы перестройки обусловлены развитием сметного нормирования в сторону разработки ресурсных норм сметы и укрупнения показателей в ценах 1991 года. Ввиду распространенности ресурсного метода составление смет стало востребованным. Зато к концу десятилетия прошлого века относительная стабилизация цен в строительстве стала предпосылкой к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 года. Госстрой России определил ее содержание и переходные этапы: разработкой новой базы занимались проектные и научные организации, координационный центр по образованию цен в строительстве и региональные центры. Программа финансирования сметно-нормативной базы стала базой для создания государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) на монтажные, строительные, пусконаладочные работы, накладные расходы, сметную прибыль, временные сооружения и прочие затраты. Государственная система элементных сметных норм и единая методология стала основой для разработки территориальных единичных расценок (ТЕР-2001). Отраслевые единичные расценки (ОЕР) могут быть созданы при необходимости. Сметные цены на ресурсы классифицируются в отраслевые, территориальные и федеральные. Федеральные сборники включают в себя сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспорта, а также цены на материалы, конструкции и изделия (5 частей). Сборники федеральные составлены для условий Московской области с учетом цен на 01.01.2000 г. Сборники территориальные разрабатываются и обновляются примерно раз в месяц или квартал, с учетом базовых и текущих цен на ресурсы. Ликвидация Госстроя в 2004 году привела к тому, что функции регулирования вопросов ценообразования в российской федерации перешли к Министерству регионального развития. Ценообразование в субъектах РФ контролируется Региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
КС-2 АКТ О ПРИЕМКЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (форма № КС-2)
Такая форма отчетности применяется при проведении подрядных строительных работ или строительно-монтажных, имеющих как производственное, жилищное так и гражданское или другие назначения. Акт о приемке (№ КС-2) может быть составлен в нескольких экземплярах, со своей стороны подписывается представителями сторон обладающих правом подписи таких документов. Такой акт должен быть подписан на основании данных из Журнала по учету выполненных работ. В результате подписания акта, по желанию сторон, может быть составлена справка (№ КС-3) с указанием стоимости выполненных работ и строительных затрат.
КС-3 Для чего составляется справка № КС-3
Справка подобного рода необходима тогда, когда подрядчик выполнил весь перечень работ и приходит момент расчетов. Справка о стоимости выполненных работ оформляется в двух экземплярах, первый из которых отдается заказчику, а второй- подрядчику. В случае если банк, производящий финансирование строительства данного объекта потребует такую же справку, ее оформляют в трех экземплярах. Период составления справки — ежемесячный, выполняется ответственным специалистом организации, которая выполнила строительные и монтажные работы на объекте, либо капитальный ремонт здания или сооружения, либо какие-либо другие виды строительных работ. Справка составляется для предоставления генподрядчику или субподрядчику в качестве отчетности. При этом в справке указываются стоимости работ и затрат на выполнение работ и приобретение строительных материалов, коммунальные и другие услуги. Цены на все виды расходов указываются в договорных ценах, по которым производился расчет. Графа 4 отражает стоимость всех видов работ, а также затрат в нарастающем порядке с первых дней с начала проведения работ. Графа 5 отражает стоимость всех видов работ и затрат с начала календарного года, а в графе 6 представлены те же данные только за текущий месяц. В отчетной таблице сверху приводятся данные по всей стройке в комплексе, а ниже — по каждому из отдельных объектов комплекса, затем — по каждому виду оборудования смонтированном в отчетном месяце. Графа 2 отражает марку и тип оборудования, графы 4 и 5- сведения о монтажных работах. А вот данные по дополнительным затратам, связанным с проведением работ, рост стоимости стройматериалов, зарплаты, тарифов коммунальных служб, расходов по эксплуатации машин и механизмов, и также дополнительные затраты на ведение работ в зимнее время, отражены средства, которые были выплачены работникам на надбавку к заработной плате. По требованию заказчика, строка 01 может быть выделена из общей схемы документа для наглядности. В строке 06 записывают затраты, не вошедшие в стоимость всех видов работ. Такими работами считаются монтаж и демонтаж строительных машин и оборудования, за исключением работы по разборке путей для башенных кранов. В эту же категорию попадают работы по переделке некачественно выполненных работ и по устранению брака в работе. Сюда же стоит отнести и стоимость ремонта строительного оборудования и машин подрядчика, продукция и услуги подсобных хозяйств подрядчика. В строке 06 отражаются и все виды авансов от подрядчиков, стоимость произведенных собственными силами строительных деталей и конструкций, материалов, которые оказались лишними. В этой же строке указывается и сумма НДС, которая согласно законодательству, не сходит в себестоимость работ. Стоит отметить, что справку по форме № КС-3 организация-подрядчик не предоставляет. Такая справка составляется на основании первичного учета работ, услуг и видов деятельности по соответствующей форме, установленной для каждого вида отрасли.
КС-6А ЖУРНАЛ УЧЕТА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (форма № КС-6а)
Форма учета № КС-6а применяется для составления отчетности по выполненным работам, поэтому заполняется по накопительному принципу. Журнал учета № КС-6а, кроме того, является официальным документом, на основании которого затем производится акт приемки (форма № КС-2) всех выполненных работ, а также выдается справка о калькуляции стоимости всех произведенных работ (форма № КС-3). Исполнитель работ обязан вести журнал отчетности по каждому строительному объекту. В такой журнал он должен записывать данные, полученные после замеров выполненных работ и последующего сравнения их с единым видом норм и расценок по каждому виду работ или выполненному конструктивному элементу.
Форма М-29 Предназначение отчета М-29
Списать на себестоимость материалы, использованные в ходе строительства, можно исходя из формы М-29. Этот же отчет дает возможность сравнить потраченные материалы, с тем количеством, которое было прописано в планах работ. Этот отчет показывает потребление материалов в строительстве, сопоставимо с нормами производства. Основанием для составления этого отчета являются данные, прописанные в форме М-19, а именно материалы, которые по факту были израсходованы за месяц. Данные в другой отчет отправляют раз в месяц.